Встреча с ветеранами НОТ в Черняховске

IMG_3589

Ветераны железнодорожных предприятий Черняховского узла, работавшие в отделах по организации и оплате труда, поделились секретами профессии.

Встреча прошла в рамках празднования 80-летия Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» и 60-летия основания Центра экономических нормативов. Черняховских ветеранов поздравили представители магистрали – начальник дорожного отдела организации и оплаты труда Елена Дворникова, ведущий технолог Людмила Салтыкова и технолог Татьяна Деденко, а также молодые специалисты по оплате труда – Мария Харченко и Елена Мазурова (вагонное ремонтное депо Черняховск), Елена Суровцева (Черняховская дистанция пути).

Гости железнодорожников не один десяток лет проработали на предприятиях Черняховского узла. У каждого из них свой путь в профессию. Как рассказала ветеран Валентина Шух, в Черняховскую дистанцию пути она пришла сразу после окончания школы. Отучилась в техникуме, работала на околотках, потом больше 30 лет начисляла путейцам зарплаты и премии.

Сейчас сложно представить, но когда-то с начислением зарплаты справлялись без компьютеров. «Когда я только начинала работать, считали на счётах, потом пошли арифмометры, позже их заменили компьютеры – простенькие, не сравнить с современными, – вспоминает Валентина Ивановна. – Но мы и без компьютеров считали быстро, с работой справлялись».

Она и сегодня в курсе дел черняховских путейцев, часто захаживает на предприятие. «Сейчас всё совершенно другое, и молодым коллегам наш опыт уже не пригодится, – рассуждает Валентина Шух. – Мы можем им передать только то, что надо быть порядочными, ответственными, честно относиться к людям».

«Рабочий человек должен быть на первом месте, именно ему всё внимание. Нас учили так», – подтверждает Вероника Стативкина, проработавшая 23 года инженером по нормированию труда на станции Черняховск. По её словам, уравниловки на железной дороге никогда не было. Очень важно, чтобы сотрудник был уверен в том, что получает деньги по своему труду, по справедливости, тогда и мотивация работать качественно будет на высоком уровне. Поэтому специалисты по оплате труда, не считаясь с личным временем, старались разъяснить каждому работнику все подробности начислений, которые его интересовали.

«При бригадном методе оплаты труда коэффициент трудового участия вычисляли для члена бригады, – рассказывает Вероника Мечиславовна. – Если смена выполняла все показатели – все получали премию. Материальная мотивация очень важна, люди старались работать с полной отдачей».

«Если работник допустил брак, премия снижалась на 10–15%, полностью материального поощрения старались не лишать, ведь зарплаты у железнодорожников были не очень большие, а у каждого на попечении семьи, дети», – дополняет Надежда Кокарева, не один десяток лет проработавшая инженером по организации и нормированию труда в вагонном ремонтном депо Черняховск.

Порой, чтобы вовремя рассчитать зарплату, вспоминает она, приходилось допоздна задерживаться на работе.

Многоопытные ветераны рассказали, что за время их работы пришлось освоить не одну новую методику выплат и поощрений.

К примеру, в середине 1970-х годов на железной дороге внедряли так называемый щёкинский метод освоения увеличенного объёма перевозок меньшей численностью персонала. Это потребовало коренным образом пересмотреть сложившуюся ранее систему организации труда и выплат. По словам Валентины Шух, в то время широко практиковалось совмещение профессий, и надо было безошибочно справляться с начислением полагающихся за это процентов с учётом отработанного времени и производственных результатов.

В конце 1980-х перешли на так называемый белорусский метод оплаты труда. И снова инженеры по организации и оплате труда анализировали производственные процессы по каждой специальности, просчёты и потери рабочего времени, вносили предложения по улучшению его использования.

Сегодня в компании разработаны чёткие методики и положения по оплате труда и стимулирующим выплатам всем категориям работников.

«Представителям нашей профессии приходилось быть первопроходцами в этой сфере. Ходили на каждое рабочее место, вникали в технологический процесс, делали фотографии, чтобы чётко понимать, как используется рабочее время», – говорит инженер по организации и нормированию труда дистанции путевых машин и специального подвижного состава Калининградской дирекции инфраструктуры Лариса Макеева, заставшая те времена на посту инженера по нормированию труда локомотивного депо.

А вот основные задачи у нынешних трудовиков остались прежними, говорит начальник отдела организации и оплаты труда Калининградской магистрали Елена Дворникова: обеспечение достойного уровня заработной платы работников и высокого уровня мотивации труда.

Вера Башканова,

собкорр. газеты “Гудок” на КЖД