Нулевого травматизма можно добиться только общими усилиями

08.04.2020

Алексей Налётов, заместитель председателя Роспрофжела – руководитель технической инспекции труда

– Роспрофжел подвёл итоги работы технической инспекции труда в I квартале 2020 года. Что показали проверки в подразделениях ОАО «РЖД»?
– Технические инспекторы труда и председатели профсоюзных первичек оценивали, как соблюдаются нормы по охране труда на предприятиях и в каких условиях трудятся работники: есть ли у них необходимый инструмент, элементарные бытовые условия, как обеспечивается их безопасность при выполнении работ.
Мы зафиксировали улучшения по многим ранее проблемным вопросам, но есть и существенные недоработки, на которые нужно обратить внимание.
Так, отмечаем, что на сети планомерно идёт обновление парка локомотивов и модернизация кабин – на данный момент кондиционерами оборудовано 61% парка, биотуалетами – 21%. Однако из проинспектированных нами в феврале 144 локомотивов в каждом третьем были выявлены нарушения по содержанию санитарных устройств, недоставало инструментов и инвентаря, например диэлектрических перчаток и ковриков. В кабинах некоторых локомотивов серии ВЛ80 из депо Лиски (ЮВЖД), Карталы (ЮУЖД), Батайск (СКЖД) отсутствовали защитные кожухи электропечей. Это не мелочи – подобные нарушения могут привести к электротравме и гибели работника.
Удалось решить проблему с подведением коммуникаций к новым модульным табельным и пунктам обогрева. В прошлом году на эти цели не было заложено финансирование, и новые модули иногда простаивали в течение нескольких месяцев, прежде чем их подключали к системам жизнеобеспечения.
Теперь средства на подведение коммуникаций централизованно закладываются в бюджете Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ). Во время проверок в I квартале нарушений мы не увидели, тем не менее будем держать вопрос на контроле в течение всего года.
Проверяли не только рабочие места, но и места отдыха. Ревизия домов отдыха локомотивных бригад показала, что помещения, как и системы коммуникаций, нуждаются в ремонте, также нужны дополнительный инвентарь и оборудование. Организация отдыха локомотивных бригад должна соответствовать всем предъявляемым нормативным требованиям. По итогам комиссионных проверок сформированы дорожные программы по устранению недостатков.

– Несколько лет подряд профсоюз отмечал нехватку в подразделениях ручных инструментов. Как сейчас обстоят дела?
– Позитивная динамика есть, сейчас идут поставки инструментов и средств малой механизации на дороги. ЦДИ, например, планирует в течение этого года полностью укомплектовать свои региональные подразделения. Радует, что ситуация сдвинулась с мёртвой точки, однако пока на многих предприятиях инструмента по-прежнему не хватает. К примеру, путевая машинная станция (ПМС) Дягилево укомплектована ручным инструментом только на 67%, ПМС Кинель только на 45% обеспечена средствами малой механизации, а в ПМС Лиски есть только четверть от необходимых по норме динамометрических ключей.
В среднем укомплектованность подразделений Центральной дирекции по ремонту пути составляет всего 60,9%. Ситуацию нужно исправлять, потому что впереди летние путевые работы, а от наличия инструментов зависит безопасность работников.
При этом нужно контролировать, какой инструмент поступает в подразделения. Как выяснилось, не всегда это именно то, что нужно. Техническая инспекция труда на Дальневосточной дороге обратила внимание на низкую эффективность недавно поставленного винтового разгонщика РСВ8, который весит 68 кг и тяжелее гидравлического на 21 кг, а новый винтовой домкрат ДВМ1 требует больше времени на установку и снятие, чем его предшественник, из-за чего увеличиваются сроки выполнения работ.

– На сети идёт подготовка к летним путевым работам. Как профсоюз оценивает условия, созданные для работников путевого комплекса?
– В марте технические инспекторы проверили условия труда и быта работников более половины всех путевых машинных станций на сети. Скажу коротко: проблемы есть.
Проверки выявили отставание в подготовке парка служебно-технических вагонов к сезону на полигонах Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской и Приволжской дорог. В неудовлетворительном состоянии с точки зрения санитарно-бытового обеспечения, пожарной и электробезопасности находятся вагоны для проживания и вагоны-бани в ПМС Могоча Забайкальской дирекции по ремонту пути и ПМС им. М. Горького Приволжской дирекции по ремонту пути.
Мы видим, что долгосрочная программа обновления парка служебно-технических вагонов, которая действует в ОАО «РЖД», приносит свои результаты – за два года на сеть поступило 452 вагона, парк обновился на треть (27%). Но там, куда ещё не поступили новые вагоны, можно и нужно приводить в порядок те, что есть, – организовать косметический ремонт, наладить работу душевых, вагонов-бань, столовых, создать элементарные санитарно-бытовые условия.
Сейчас подготовку внутренних помещений вагонов выполняют своими силами ПМС, но им на выполнение всего объёма запланированных работ требуются дополнительные средства. Считаем, что правильнее будет, если подготовкой вагонов займётся ЦДИ в процессе проведения плановых видов ремонта.
Есть замечания по содержанию и эксплуатации новых модулей сопровождения. Так, при низких температурах (ниже минус 25) помещения в них промерзают, появляются конденсат на стенах, избыточная влажность, перемерзает водяной насос, обеспечивающий циркуляцию воды по системе водоснабжения, отмечается недостаточное отопление в купе. Кроме того, в пути в таком модуле наблюдается повышенная вибрация.

– Как обстоят дела с питанием в «окна»?
– С организацией питания в «окна» тоже возникают сложности. Несколько лет назад профсоюз добился утверждения стандарта по оснащению мест приёма пищи, однако по-прежнему выявляются случаи, когда либо палатку не развернут, либо столы и стулья не завезут. Так быть не должно – требуется создать элементарные условия для того, чтобы помыть руки, умыться и принять пищу.

– Роспрофжел неоднократно призывал работников не проходить мимо любых нарушений по охране труда. Почему это так важно?
– Условия труда и безопасность неразрывно связаны. Причинами травм на производстве, в том числе с летальным исходом, чаще всего становятся неудовлетворительная организация работ, нарушение технологии при отсутствии должного контроля, нарушение трудовой и производственной дисциплины со стороны работников. Приведу один пример. В феврале от отравления угарными газами погиб машинист Калининградской дирекции моторвагонного подвижного состава, сопровождавший «Ласточку» в неработающем состоянии. Отопление салона электропоезда было организовано с нарушениями, от бензиновой электростанции. Но никто не сказал об этом. Мы прививаем каждому работнику, уполномоченному по охране труда привычку не проходить мимо нарушения, а это нарушение видели многие. Конечно, сам работодатель должен понимать, куда и в какие условия он направляет работника. Только совместными усилиями мы можем достигнуть нулевого травматизма на производстве.

Беседовала Мария Абдримова