«Роспрофжел отстоял социальные гарантии для работников в прошлом году и намерен защищать их в нынешнем» – интервью газете Солидарность Председателя РОСПРОФЖЕЛ Н.А. Никифорова

200 млн .рублей – заработанных, но не выплаченных – вернулись по суду работникам, членам Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Еще 100 млн были сэкономлены ими с помощью профсоюзной дисконтной карты. Но главное достижение Роспрофжела – то, что социальные гарантии сохраняются, а уровень защиты растет. Подробно о работе профсоюза в 2016 году, о его достижениях и проблемах, а также о задачах на 2017-й год рассказал на предновогодней встрече с журналистами председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

ГАРАНТИИ СОХРАНИЛИ

В 2016 году были подписаны два отраслевых соглашения (по организациям железнодорожного транспорта и по ведомственным учреждениям образования) и заключен коллективный договор ОАО “РЖД” на 2017 – 2019 годы. Как отметил Николай Никифоров, несмотря на сложную экономическую обстановку, в организациях железнодорожного транспорта все социальные гарантии удалось сохранить, а по учреждениям образования даже добавить новые. В вузах и колледжах, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта, установлены предельные нормы нагрузки и минимальный уровень заработной платы.

Кроме того, впервые были подготовлены типовые колдоговоры для негосударственных учреждений образования и здравоохранения ОАО “РЖД”. Сотрудникам этих учреждений теперь предоставлены гарантии практически на том же уровне, что и работников РЖД. Коллективный договор РЖД, единый для всех железнодорожников, становится основой для дочерних структур компании и для организаций, где работают члены профсоюза. Всего же в отрасли в минувшем году заключено почти 500 коллективных договоров.

ВАГОНЧИК ТРОНУЛСЯ

Длительное время поднимался вопрос бесплатного проезда железнодорожников в поездах, принадлежащим сторонним организациям. Сейчас в колдоговоре прописано право проезда во всех поездах, независимо от того, кому они принадлежат и как называются. Получилось решить и “отпускной” вопрос для работников Забайкальской железной дороги. Они так далеко живут от популярных мест отдыха, что дорога на поезде туда и обратно занимает около 10 дней. А если отпуска всего две недели? Три года профсоюз работал над решением этой задачи – и договориться, наконец, удалось. Теперь забайкальские железнодорожники имеют льготу на полет к месту отпуска и обратно на самолете.

Увенчалась успехом и другая длительная социальная баталия профсоюза. Пять лет не получалось сделать так, чтобы страховые платежи работников удерживались через бухгалтерию. Теперь это прописано в коллективном договоре, а центры расчетов без проблем справляются с перечислением взносов. Вроде бы и не глобальный предмет – но облегчил жизнь многим.

ИНДЕКСАЦИЯ ПЕРЕКРОЕТ ИНФЛЯЦИЮ

Сегодня средняя зарплата на РЖД и во многих дочерних структурах составляет примерно 47 тыс. рублей. Лидер Роспрофжела с удовлетворением отметил, что в 2016 году зарплату, в отличие от двух предыдущих лет, проиндексировали на уровень прогнозной инфляции. Достигли соцпартнеры договоренности и по индексации на 2017 год. Правда, в предыдущей редакции договора индексация рассчитывалась исходя из прогноза индекса потребительских цен на товары и услуги, а в новом документе прописан ее конкретный размер: с 1 марта, например, на 1,5%, а далее – по финансовым возможностям и с учетом мнения профсоюза. В то же время в бюджете компании на 2017 год расходы на индексацию заложены в размерах, даже превышающих инфляцию.

Но есть в отрасли предприятия, которые благополучными не назовешь. Например, компания “Вагонреммаш” в этом году индексацию не провела: организация практически ликвидируется. Люди в основном уже переведены на другие рабочие места и трудоустроены. В настоящее время ведутся переговоры с РЖД и Федеральной пассажирской компанией, чтобы поддержать коллектив.

ЗАЩИТИТЬ И ОБОГРЕТЬ

За год производственный травматизм снижен на 5%, но показатель по-прежнему высокий. 177 человек получили травмы, 21 – погиб. Основные причины – нарушение технологии производства работ и пренебрежение правилами и нормами охраны труда. Число дорожно-транспортных происшествий напрямую связано и со степенью заботы работодателей о технологическом оснащении и безопасности объектов.

– Цифры говорят сами за себя: количество ДТП на переездах, оборудованных системами видеонаблюдения, снижается, причем в разы! – говорит Никифоров. – Даже психологически это действует, так как потенциальный нарушитель понимает, что его зафиксируют и обязательно найдут. Оснащение переездов видеорегистраторами было в том числе нашей инициативой. Мы провели этот закон через общественную инициативу в Госдуму и – конечно, вместе с работодателями – убедили законодателей принять это решение.

Вызывают тревогу условия труда, особенно в путевом хозяйстве. Профсоюзная сторона вышла с предложением, чтобы в 2017 году доработать специальную программу по строительству и ремонту бытовок, пополнению пунктов обогрева, а также конкретизировать сроки ее реализации. Если сейчас путейцам не хватает 5,5 тыс. пунктов обогрева, а каждый год приобретается или строится 100, сколько лет потребуется, чтобы обеспечить всех? За это время и существующие пункты придут в негодность, пора будет заново начинать… – возмущен руководитель профсоюза. Он приводит в пример работников в Забайкалье или Сибири, где приходится трудиться в мороз под 50 градусов в открытом поле. Все же есть надежда, что программа с конкретными сроками исполнения будет принята, к тому же президент РЖД ее поддерживает.

Что до спецоценки условий труда, то железнодорожники вместе со всеми профсоюзами ФНПР пытаются решить проблему на уровне правительства. Им есть с чем спорить: многие факторы – шум, мороз, ночная работа и т.д. – ушли из “вредности”, но не из реальности.

ПРОБЛЕМЫ – ОБЩЕЕ ДЕЛО

Нарушения прав работников, как и всюду, в железнодорожной отрасли – не редкость. Профсоюз вкупе с инспекцией по труду за год разобрали около 18 тыс. нарушений и вернули работникам примерно 200 млн рублей незаконно не выплаченных денег.

– Это [нарушения] можно искоренить, если люди начнут понимать, что закон одинаково распространяется как на рядового работника, так и на большого (или небольшого) руководителя, – считает Николай Никифоров. – Здесь не требуется ни денег, ни чего-то другого кроме нормальной культуры поведения, культуры взаимоотношений. Кстати, в ОАО “РЖД” принят Кодекс этики, Кодекс культуры общения, а сейчас принимается специальный документ по культуре безопасности движения…

Одной из главных проблем ушедшего года Никифоров назвал режим неполной занятости, на который активно переводились работники РЖД. Часто, по мнению профсоюза, это делалось необъективно и не объяснялось ничем, кроме желания сэкономить за счет работников: объемы работ были, производительность труда старались вытягивать, а вот фонд оплаты труда сокращался. С этим категорически не согласился профсоюз, обратился к президенту компании, который провел совещание по проблеме. Есть и результат. Если в апреле 2016 года с применением отпусков без сохранения содержания или в режиме неполного рабочего времени трудились 31% персонала ОАО “РЖД”, то сегодня 10 – 12%, и в основном там, где действительно упали объемы работы. На нынешний год есть договоренность, что сокращенный режим не будет применяться, за исключением случаев объективной необходимости и как временная мера, чтобы, не увольняя работников, пережить трудные времена.

 Интервью газете Солидарность Председателя РОСПРОФЖЕЛ Н.А. Никифорова