Единый информационный день РОСПРОФЖЕЛ 29-30 марта 2017г

ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕНЬ РОСПРОФЖЕЛ 29-30 марта 2017 г.
      1. Организация профилактической работы с членами профсоюза по исключению случаев травматизма.
      2. О действиях Профсоюза при проведении в организациях специальной оценки условий труда и предоставлению работникам по её результатам льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».

1. Травматизм
По итогам двух месяцев 2017 года в ОАО «РЖД» зафиксирован рост к аналогичному периоду 2016 года более чем в 2,5 раза производственного травматизма со смертельным исходом. С 16 февраля т.г. в ОАО «РЖД» введен особый режим работы по охране труда. Случаи смертельного травмирования были также допущены в АО «ФПК» и ООО «ТМХ-Сервис».
Одной из основных причин травматизма является наезд подвижного состава на работающих из-за нарушения технологии и не ограждения места работ. По состоянию на 14 марта по информации «Человек на пути» на железных дорогах зафиксировано 1303 нарушения порядка ограждения места работ, из них в 17% случаев – работа без сигналистов, в 83% случаев – нарушения порядка ограждения места работ.
По настоянию Профсоюза, на линию направлено телеграфное указание ОАО «РЖД» от 09.03.2017 г. № 4157 в котором ограждение места работ с выставлением сигналистов определено как часть технологического процесса и отнесено к средствам коллективной защиты с правых работников отказаться от выполнения работ в случае отсутствия ограждения.
Постановлением Президиума РОСПРОФЖЕЛ Комитетам дорожных территориальных, первичных профсоюзных организаций рекомендовано информировать работников, что, в соответствии с частью 6 статьи 220 Трудового кодекса РФ в случае необеспечения работника средствами коллективной защиты (в том числе необеспечения ограждения мест производства работ с выставлением сигналистов), работодатель не вправе требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой. Также, в соответствии со статьей 379 Трудового кодекса РФ работник, предварительно известив работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, т.е. от исполнения своих трудовых обязанностей вследствие необеспечения ограждения мест производства работ (в том числе необеспечения ограждения мест
производства работ с выставлением сигналистов).

2. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Федеральным законом “О специальной оценке условий труда” №426- ФЗ от 28.12.2013 была введена новая процедура в области охраны труда – «специальная оценка условий труда», которая заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда. От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций: надбавка к заработной плате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск.

2.1. Что должен знать работник о проведении СОУТ
Закон дает право работнику присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте. Работодатель должен заранее известить работника о дате и месте проведения СОУТ. Измерения должны производится при работающем оборудовании и механизмах, характерных работах систем вентиляции и др. Работник вправе при проведении измерений требовать присутствия уполномоченного по охране труда или председателя первичной профсоюзной организации.
Также закон дает право работнику обращаться к работодателю, эксперту за получением разъяснений по всем вопросам проведения СОУТ. При проведении СОУТ работник может рассказать (или донести письменно) до экспертов и членов комиссии свои предложения о необходимости измерений, воздействующих на работника тех или иных вредных факторов на рабочем месте, в рабочих зонах (шум, запыленность, загазованность, вибрация, освещенность, излучения, тяжесть и напряженность труда, температура воздуха и др.). А также, о типичном времени пребывания в той или иной рабочей зоне, времени контакта с
вредными факторами при производстве работ. Предложить эксперту, членам комиссии, оптимальное место в рабочей зоне для проведения замеров
производственных факторов.
Работодатель обязан включить в состав комиссии по СОУТ представителя профсоюза. Председатель ППО, участвующий в работе комиссии по СОУТ, должен взаимодействовать с работниками, рабочие места которых проходят оценку.
Оценивающая организация после идентификации и исследования производственных факторов составляет отчет о проведении СОУТ, который впоследствии подписывается всеми членами комиссии.
До проставления подписи председателю ППО рекомендуется провести обсуждение результатов с членами профсоюза, на чьих рабочих местах проведена оценка. Это позволит, заблаговременно выявить конфликт и организовать мероприятия по его разрешению. При наличии обоснованных возражений работника рекомендуется проинформировать вышестоящую организацию профсоюза, проконсультироваться в технической инспекции труда РОСПРОФЖЕЛ.
Первичная профсоюзная организация вправе запросить у оценивающей организации обоснование результатов СОУТ.
При наличии неурегулированных разногласий член комиссии должен писать аргументированное особое мнение, которое прилагается к отчету о проведении специальной оценки условий труда. В особое мнение можно включать возражения работников.

Ознакомление работника с картой СОУТ
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной специальной оценки условий труда на его рабочем месте, поставив свою подпись в Карте СОУТ. Работник может заявить (письменно) о получении копии карты СОУТ на руки.
При ознакомлении с картой необходимо обратить внимание на итоговый класс условий труда (в стр. 030), сравнить его с классом, который был на рабочем месте при последней аттестации рабочего места.
Если сохранился «вредный» «3-ий» класс условий труда с любой степенью вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4), льготный пенсионный стаж будет продолжать начисляться (справочно: в ОАО «РЖД» в классе 3.3 осталось 9 рабочих мест (локомотивные бригады паровозов), рабочих мест с классом вредности условий труда 3.4. – нет).
Если класс (подкласс) изменился в сторону уменьшения, существует риск снижения компенсаций.
Если установлен класс «2» («допустимые» условия труда) – это означает отмену всех гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, в т.ч. прерывается начисление льготного пенсионного стажа.
Если на рабочем месте после последней аттестаии рабочих мест не проводилось мероприятий по усовершенствованию технологического процесса, улучшению систем вентиляции, аспирации, установки защитных мер от воздействия вредных факторов и др., а класс условий труда снизился,
при подписании Карты СОУТ работник имеет право выразить свое несогласие с результатами. Например, указать, что фактические условия труда остались прежними, но класс (подкласс) условий труда снизился.
Все разногласия рассматриваются Государственной инспекцией труда.
Работник вправе самостоятельно обратиться в Государственную инспекцию труда с жалобой. Непоследовательно и негативно выглядит ситуация, когда представитель профсоюза сначала подпишет отчет без замечаний, а потом профсоюзная организация начнет заявлять претензии.

2.2. Работа, проводимая организациями РОСПРОФЖЕЛ в рамках проведения СОУТ
По результатам спецоценки, проведенной в 2014 – 2016 гг. на рабочих местах железнодорожных структур, снижен класс вредности с «3» до допустимого класса «2» у 51 профессии, вследствие чего работники по данным профессиям лишены доплат за работу во вредных условиях труда и дополнительного отпуска. В связи со сложившимся положением по снижению классов вредности РОСПРОФЖЕЛ совместно с ФНПР подготавливает предложения по внесению изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда применительно к профессиям железнодорожного транспорта.
Профсоюз поставил задачу – не допустить необоснованного снижения класса вредности условий труда, снижения размеров компенсаций работникам, предоставления стимулирующих выплат в соответствии с Распоряжением ОАО РЖД» № 198р от 2 февраля 2015г. Стимулирующие выплаты должны компенсировать потери доплат за вредные условия труда.
Положительные результаты по стимулирующим выплатам достигнуты на Московской, Юго-Восточной и других железных дорогах. В структурных подразделениях где эти выплаты не производятся, (например, Забайкальская дирекция инфраструктуры) эта работа продолжается.
Председателям организаций Профсоюза дочерних обществ, других организаций необходимо инициировать разработку и утверждение аналогичных нормативных документов (например, в ООО «Локомотивные технологии» дополнительные выплаты производятся только по «тяжелым» вредным классам «3.3.», «3.4.» и опасному классу «4»).
Для проведения независимой экспертизы результатов специальной оценки условий труда и соблюдения закона «О специальной оценке условий труда» Профсоюзом в соответствии с данным законом и Трудовым Кодексом РФ проводится обучение технических инспекторов труда Профсоюза на сети дорог.
По проведенным технической инспекцией труда проверкам результатов специальной оценки условий труда имеются положительные решения на полигонах Северо-Кавказской, Свердловской, Северной, Дальневосточной, Московской, Куйбышевской, Октябрьской ж.д.
По инициативе ППО Московского метрополитена проведена повторная спецоценка условий труда для машинистов, занятых на маневрах при электродепо Варшавская, в результате которой машинисты опять имеют подкласс условий труда 3.1., а не 2, который был присвоен ранее при проведении спецоценки.
В соответствии с законом ФЗ-421 (ст.15 п.3), Профсоюз добился восстановления размеров доплат от 4 до 24% работникам, которые их получали до 1 января 2014 года. Такие примеры имеются в подразделениях Октябрьской, Восточно-Сибирской, Свердловской, Московской и других железных дорог.
Необходимо отметить, что кроме обучения технической инспекции труда Профсоюза проведению СОУТ, активно к этой работе привлекаются и представителями общественного контроля – уполномоченные по охране труда и общественные инспекторы по безопасности. Им производятся консультации по организации проведения СОУТ, проводится соответствующее обучение.
Особое внимание Профсоюзом уделяется улучшению условий труда локомотивных бригад. Например, результатами спецоценки условий труда локомотивным бригадам Приволжской дирекции тяги был присвоен второй (допустимый) класс условий труда, после проведенной Профсоюзом работы был восстановления класса 3.1., а в Коллективный договор ОАО «РЖД» включены гарантии по дополнительным дням отпуска данной категории работников.
Кроме того, Профсоюз добивается организации технического обслуживания и ремонта устройств жизнеобеспечения, эксплуатируемых на локомотивах (кондиционеров, санузлов, холодильников, электроплиток, вентиляторов), а также укомплектования локомотивов инструментальными готовальнями, техническими аптечками, сигнальными принадлежностями, носимыми радиостанциями.
На контроле Профсоюза остаются вопросы обслуживание других устройств жизнеобеспечения находящихся в кабинах локомотивов — холодильников, электроплиток, а также восстановление ранее действовавших на старых локомотивах санузлов. Вопрос организации обслуживания и ремонта систем жизнеобеспечения ежемесячно рассматривается совместно с Дирекцией тяги и сервисными компаниями. Ситуация меняется в лучшую сторону, но проблемы ещё остаются. Сейчас при проведении комиссионного осмотра локомотивов этому вопросу необходимо уделить особое внимание.
Принятое совместное ОАО «РЖД», сервисными компаниями и Профсоюзом решение о запрете выдачи локомотивов в эксплуатацию после всех видов ремонта с неисправными системами жизнеобеспечения должно неукоснительно выполняться.

В. Олиярник